ГОСТ 1142-90 Повозки конные грузовые. Общие технические условия

Что такое телега, её разновидности

Телегой называют повозку, которую тянет запряженный крупный рогатый скот. Еще телегу могут называть гужевой повозкой. Такой способ передвижения разрешен законом, по дорогам общего пользования.

Есть три вида телеги:

  1. Тележка,
  2. Дроги,
  3. Полок,
  4. Экипаж.

Дрогами называют, длинную повозку без кузова. Тележку используют для перевозки людей. В ней есть сидения для пассажиров и извозчика. Полок используют для перевозки крупных предметов.

Особенности конструкции

Первые телеги, использовавшиеся несколько веков назад, имели деревянные колеса, которые изготавливались в двух конфигурациях: из цельного дерева, путем соединения досок в щит, и с использованием обода со спицами. Последний вариант был более эффективным. Такие колеса имели меньший вес, а за счет спиц лучше гасили вибрации.

Современные аналоги тележных колес имеют более продуктивные характеристики. Их обод изготавливается из легких металлов и оснащается воздушной камерой с резиновой покрышкой, что значительно снижет нагрузки, оказываемые на тягловое животное и повозку.

Общая конструкция современной телеги предполагает наличие следующих элементов:

  • осей;
  • колес;
  • корпуса;
  • оглоблей;
  • поворотных механизмов.

Телеги бывают двух типов: одноосными и двухосными.

Одноосная бричка – двухколесная повозка облегченного типа, оснащенная одной поперечной осью, на концах которой закрепляются колеса. Корпус такой повозки бывает двух видов: пассажирским и грузовым.

В первом случае на ось телеги устанавливается платформа, служащая основанием для блока сидений. Большинство вариантов одноосной брички оснащается двумя пассажирскими местами. Это обусловлено тем, что такое количество мест эффективно вписывается в конструкцию и позволяет сохранять равновесие.

Во втором случае на телегу устанавливается платформа, служащая основанием для грузового кузова. В большинстве вариантов в качестве такого кузова используется щитовой настил, оборудованный легкими боковыми бортами. На такой повозке перевозятся различные грузы сельскохозяйственного назначения: сено, навоз, строительные материалы.

Одноосная телега является малогабаритным транспортным средством. С ее помощью можно перевозить грузы, имеющие небольшую массу.

Двухосные повозки считаются многофункциональными и обладают свойствами высокой грузоподъемности. Конструкция таких телег предполагает наличие более сложных механизмов. Так как они оснащены двумя парами колес, возникает необходимость в устройстве, которое позволяло бы телеге совершать поперечные повороты.

Для обеспечения поворотной функции передняя ось телеги совмещается с поворотным механизмом, который приводится в действие оглоблями, прикрепленными к телу лошади. В работе механизма ключевую роль играет допустимый угол поворота, а также размер колес. Для повышения поворотных функций размер переднего колеса должен быть в полтора-два раза меньше заднего.

Современные телеги — сферы использования

В современном мире используют три вида телег. Первый вид – это пассажирская телега. Часто ею пользуются, как обычные сельские жители, так и горожане. В некоторых местностях, повозки – это основной способ передвижения.

Второй вид телеги – это грузовая. Благодаря ее крепкому составу, на ней можно перевозить разные тяжелые грузы. Если у человека есть лошадь, тогда ему не нужно нанимать машину, чтобы перевезти вещи или сено.

ГОСТ 1142-90 Повозки конные грузовые. Общие технические условия

Третий вид телег – это безосные, то есть бесколесные сани. Такой вид телег хорошо использовать зимой, когда выпал рыхлый снег.  Важно отметить, что скорость лошади с телегой достигает 6 км в час.

Управление

Управление телегой помогает осуществлять специальная экипировка, соединяющая тело лошади с повозкой. Это снаряжение состоит из набора ремней и крепежных узлов, которые надеваются на переднюю часть животного и соединяются с человеком, управляющим повозкой. В качестве элементов управления выступают два ремня, идущие к рукам водителя.

Предлагаем ознакомиться  Как испечь вкусные оладушки на кефире

Когда управляющий тянет за один ремень, упряжка оказывает тянущее воздействие на лошадь с той стороны, с которой находится задействованный ремень. Для того чтобы снизить тянущую нагрузку, конь поворачивает в ее сторону. Корпус животного упирается в оглоблю – длинную жердь, присоединенную к поворотному механизму, и приводит его в действие. Передняя ось вращается на центральном шарнире и поворачивается под углом к вектору движения повозки.

Как изготовить простую телегу для лошади своими руками

Чтобы приступить к изготовлению телеги, нужно хорошо продумать, как сделать все ее элементы. Важно правильно сделать ходовую часть транспорта, так как — это ее главная составляющая. В нее входят:

  • Передняя и задняя ось,
  • Рама,
  • Колеса,
  • Стойки для амортизации.

Переднюю ось нужно сделать так, чтобы телега могла поворачивать, а заднюю – стационарной. Если вы делаете дуговую одноконную телегу, тогда нужно особое внимание уделить изготовлению оглобли. Для пароконной телеги, главным элементом является дышло.

Инструкция по изготовлению, с секретами и нюансами

Современные технологические возможности позволяют сделать телегу своими руками в домашних условиях. Для ее изготовления необходимо подготовить следующее:

  • деревянные материалы;
  • металлические составляющие;
  • колеса;
  • ременные элементы.

В качестве деревянных материалов используются доски, брусья, рейки и жерди. В перечень металлических изделий входят уголки, планки, втулки, подшипники, гайки, болты, шайбы, саморезы. Колеса можно использовать от других транспортных средств, например, автомобилей или мотоциклов. Последний вариант колес особо предпочтителен, так как предполагает небольшой вес и простоту монтажа.

Основная сбруя, надеваемая на коня, не является частью телеги, однако при изготовлении последней стоит учитывать размеры и конфигурацию экипировки, которая будет использоваться в сочетании с конструируемой повозкой.

Конное снаряжение производится преимущественно из кожи и приобретается в готовом виде. Вожжи изготавливаются по индивидуальной схеме с учетом характеристик конкретной телеги. Чаще всего для их изготовления используется строповый материал, который продается в хозяйственных или строительных магазинах.

Сделать телегу для лошади можно из дерева или железа, но мы поговорим, как сделать деревянную повозку. Работа состоит из трех этапов.

  1. Сделать ось из бруса. Некоторым тяжело сделать ось из дерева самостоятельно, поэтому они зазывают его у специалистов. Детально о том, как сделать ось, можно узнать из ролика.
  2. Изготовить раму. Для этого нужно взять брус и прикрепить к нему, с одной стороны брусок, а с другой — поворотный механизм. К каркасу рамы нужно прикрепить заднюю ось. После этого, соберите поворотный механизм. Для крепости, прикрепите дополнительные брусья по бокам оси.
  3. Делаем навесную комплекцию. К каркасу рамы прикрепите дно повозки. По краям дна нужно прикрепить две доски. Вырезав торец телеги, прикрепите его к каркасу. К каждому торцу, нужно прикрепить две доски. Цепляем колеса и крепим оглобли.

Вот и готова наша телега. Ее можно украсить резьбой по дереву. Если хотите, прикрепите к ней сидения.

Необходимые материалы и их количество

ГОСТ 1142-90 Повозки конные грузовые. Общие технические условия

Перед тем, как начать делать телегу, нужно иметь такие материалы и инструменты:

  • Инструмент для сварочных работ,
  • Деревянные доски,
  • Трубы или металлический профиль,
  • Сваренная рама и металлические колеса,
  • Молоток,
  • Гвозди,
  • Чертежи повозки,
  • Инструмент для работы с деревом.

Количество материала будет зависеть от размера телеги, ее предназначения и вида. Чаще всего, повозку делают их дерева. Ширина телеги должна быть 1,5 метра, а длина – 3 метра. Высота повозки подгоняется под метр, но нужно учитывать размер лошади и предназначение повозки.

Инструменты

Основной перечень инструментов, необходимых для сборки самодельной телеги:

  • приспособления для пиления (ножовка, электролобзик, торцевая пила);
  • дрель, шуруповерт;
  • болгарка;
  • сварочный инвертор (при необходимости);
  • сверла;
  • гаечные ключи;
  • другие сопутствующие инструменты.
Предлагаем ознакомиться  Использование сосновой хвои в огороде

Во время осуществления работ необходимо постоянно сверяться с чертежами для контроля соблюдения технологии.

Чертёж с комментариями

Чтобы сделать повозку, вначале нужно сделать чертеж телеги. Она имеет такой общий вид.

Если разделить ее на части, то она состоит из оси, рамы и навесной комплекции. Ось телеги выглядит так.

Теперь нужно сделать раму.

В конце, нужно сделать навесную комплекцию.

Вот так выглядит поэтапное строение телеги. Выполняя чертеж, нужно знать размеры повозки и придумать, какой формы она будет. Если вы правильно нарисовали чертеж, тогда вам будет легче делать повозку.

Сборка

ГОСТ 1142-90 Повозки конные грузовые. Общие технические условия

На представленном фото можно увидеть все составляющее компоненты телеги.

Процесс начинается с изготовления колесных осей. В первую очередь, изготавливается задняя ось, так как она имеет более простую конструкцию. Она может быть изготовлена из деревянного бруса с сечением не меньше 150х150 мм, а также из металлического квадратного профиля. Второй вариант предпочтителен, так как имеет низкие весовые показатели и больший процент запаса прочности.

К краям оси прикрепляются металлические втулки, на которые будут надеваться колеса. В качестве них можно использовать осевые втулки от передних колес мотоцикла. Они изготовлены с соблюдением технологий, которые обеспечивают наилучшие эксплуатационные показатели.

Закрепить втулки на краях задней оси можно при помощи сварочного инвертора и дополнительных проставок. Перед монтированием колес подбираются подшипники соответствующего диаметра.

Передняя ось собирается по аналогичной схеме. Главным отличием передней оси от задней является наличие у первой поворотного механизма. Его сборка требует особой внимательности и точности.

Строго по центру передней оси располагается вертикальный шток, оснащенный подшипником. Конфигурация штока сходна с конфигурацией колесных втулок. На него надевается подшипник соответствующего диаметра.

Поверх передней оси кладется специальная планка с отверстием по центру. Это отверстие предназначено для штока. Верхняя сторона отверстия в планке должна быть рассверлена для создания потая, в который должна поместиться стопорная гайка.

После того как шток будет продет в планочное отверстие, на него накручивается гайка. Таким образом, передняя ось скрепляется с планкой через шток. При этом сохраняется возможность вращения передней оси относительно планки. Оно осуществляется за счет подшипника, надетого на шток, который располагается между осью и осевой планкой.

После этого необходимо стационарно присоединить планку к днищу корпуса повозки. Для облегчения выполнения этой задачи можно повернуть ось на 90 градусов относительно осевой планки. Затем в планке просверливаются сквозные отверстия, которые проходят и через дно корпуса. Диаметр одного отверстия не должен быть меньше 10 мм. В них вставляются болты, округлые шляпки которых должны смотреть вверх.

После того как на болты будут надеты шайбы и гроверы, на них накручиваются гайки. От количества крепежных болтов и степени их затяжки будет зависеть целостность поворотного механизма.

Корпус изготавливается из высушенных деревянных досок. Он состоит из днища – дощатого настила, соединяющего колесные оси, и трех бортов. Обычно передний борт не требуется, так как его наличие препятствует комфортному управлению телегой.

Общий вид корпуса телеги имеет очертания перевернутой трапеции. Борта устанавливаются таким образом, чтобы их нижние составные части находились на меньшем расстоянии друг от друга, чем верхние.

Рулевые жерди прикрепляются к передней оси на равном расстоянии от ее центра. Для присоединения жердей к оси привариваются отрезки труб круглого сечения длиной от 20 до 25 см. В них проделываются боковые отверстия, в которые будут вставляться сквозные крепежные болты.

В приваренные отрезки труб вставляются жерди, диаметр которых меньше диаметра труб на несколько единиц. Разница диаметров позволяет жердям двигаться вертикально вверх и вниз, что необходимо при их присоединении к сбруе. В тех частях жердей, которые вставляются в трубчатые наварки, просверливаются отверстия, диаметр и расположение которых соответствует отверстиям в наварках. Через эти отверстия продеваются болты соответствующей длины и диаметра, после чего фиксируются гайками, закрученными поверх шайб и гроверов.

Предлагаем ознакомиться  Поделки на Хэллоуин своими руками: как сделать (вырезать) тыкву и другие поделки

Последующие конструкторские манипуляции, проводимые с телегой, определяются ее целевым назначением, индивидуальными характеристиками тяглового животного и потребностями человека, который будет эксплуатировать повозку.

О том, как изготавливать телегу для лошади, смотрите в следующем видео.

Оглобельно-дуговая запряжка

Оглобли – это две прямые палки, которые крепятся одной стороной к оси повозки.  Оглобельно-дуговую запряжку используют, когда запрягают три лошади.

Не всегда лошадь хочет вести телегу. Проблема заключается в том, что хозяин не правильно запряг лошадь в телегу, вот почему лошадь и не тянет телегу.

Дышло используют при парной упряжи. Комель дышла присоединяют к единственной оси повозки, вершину присоединяют к хомутам. Дышло помогает везти за собой всю повозку. Тяга осуществляется благодаря постромке.

Постромочная запряжка используют в сельскохозяйственных роботах или с повозками, у которых есть тормоза, так как сама запряжка не может сдерживать телегу. Эта запряжка очень простая, так как в ней нет оглоблей и дышла.

Телега – не только средство передвижения

Некоторые думают, что телеги нужны только для того, чтобы ездить в лес и привозить сено, но это не так. Назначение у телеги может быть разное, например:

  1. Грузовое,
  2. Пассажирское,
  3. Боевое,
  4. Специализированное.

То есть, повозки используют для того, чтобы перевозить почту, тяжелые предметы или крупногабаритные грузы. Мало того, кочевники могут использовать повозку для временного жилища. Также специализированные повозки используют для передвижной церкви, передвижного медицинского пункта и полевой кухни.

Телега в сонниках

ГОСТ 1142-90 Повозки конные грузовые. Общие технические условия

Бывает, что людям сниться телега. Сонники по-разному истолкуют такой сон. Например, современный сонник говорит, что телега символизирует перемены в жизни. Если телега позади, значит, вы с ними успешно справитесь, если же вы сидите на телеге не устойчиво значит, они вас сломают.

На самом деле, если человек верит соннику значит, он программирует себя на то, что говорит сонник и не пытается сам строить свою жизнь, а подкатывает ее под разные книги. Сонники создали люди, поэтому не нужно верить всему, что они говорят.

Поделки в виде телеги с лошадью

Некоторые делают декоративные поделки из дерева в виде лошади и повозки. Их можно делать разного размера.

Для маленьких деток можно сделать простые поделки из шишек и палочек.

Помимо этого, можно сделать лошадь из бумаги или на бумаге. Многим малышам нравиться вырезать отдельные части тела лошади и прикреплять их на картон, потом к ним нужно приделывать пуговицы, чтобы лошадка была подвижной.

Еще можно встретить во дворе поделку лошади из пластиковых бутылок. Такие изделия делать очень легко, только потом их нужно разукрасить.

Как нарисовать?

Прежде, чем начать рисовать лошадь, посмотрите рисунок, с которого вы хотите срисовать животное или придумайте свой образ. Рисовать лошадь с повозкой не очень сложно. Основа лошади рисуется, как три круга соединенными между собой линиями. Затем просто добавляем другие части тела. Это можно увидеть на рисунках.

Вот и все, ваша лошадь готова. Точно также можно нарисовать повозку. Для этого, смотрите поэтапный план действий.

Возможно ли самому сделать телегу для лошади?

Так как телега – это необходимое средство для передвижения или для того, чтобы перевозить грузы, ее наличие в хозяйстве облегчит жизнь хозяев. Сделать телегу своими руками реально, но для этого нужно иметь все материалы.

Узнайте у специалистов о нюансах строения телеги и приступайте к работе. Если вы сделали телегу, тогда освойте виды запряжек, чтобы не вредить животному и самому комфортно передвигаться. Важно не ставить лошадь впереди телеги, если вы ее еще не запрягли.

Оцените статью
Огород на даче
Adblock detector